Плохотник Наталья Александровна, воспитатель

Рабочая программа педагогов ранней группы «А»(1,5 - 2 года)

 Аннотация к рабочей программе педагогов ранней группы "А"

Рабочая программа педагогов ранней группы для детей 1,5-2 лет (Программа) разработана на основе Основной общеобразовательной программы МДОБУ «ЦРР Д/С №105 ЛГО», с учётом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Э. М. Дорофеевой, Т.С.Комаровой -  «Мозаика- синтез», 2019 год, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 2 лет и определяет содержание, описание модели образовательного процесса и определяет содержание образовательной деятельности по направлениям:

 социально-коммуникативное развитие

 познавательное развитие

 речевое развитие

 художественно – эстетическое развитие

 физическое развитие.

В Программе представлены формы, методы и технологии организации образовательной деятельности, комплексно-тематическое планирование.

Содержание Программы включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности, форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. В разделе так же представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы.

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, на сложившиеся традиции Организации. Раскрыт выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, возможностям педагогического коллектива.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы обучающихся, их родителей (законных представителей) представлена парциальными программами:

- Пензулаевой Л.И. Физкультурные занятия в детском саду (младшая группа);

- «Старт» и «Росинка. Расту здоровым»

с учетом интеграции всех образовательных областей и разделом «Регионоведение».

Организационный раздел Программы содержит систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

- материально – технических условий;

- особенностей организации развивающей предметно – пространственной среды;

- организация режима пребывания детей в ДОУ и занятий;

- основные принципы организации центров активности;

- оздоровительная работа с детьми раннего возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №105 Лесозаводского городского округа»


Утверждаю

Заведующий МДОБУ

«ЦРР Д/С №105 ЛГО»

Кононенко. Р.Н.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

воспитателей ранней «А» группы (дети 1,5-2 лет)

составлена на основе инновационной программы дошкольного образования

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой

на 2022-2023 учебный год



Разработали:

Плохотник Наталья Александровна

Ульянчева Татьяна Васильевна







г. Лесозаводск, 2022 г.

Содержание

  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

    2. Цели и задачи реализации РП

    3. Принципы и подходы к формированию РП

    4. Характеристика особенностей развития детей раннего возраста(1,5-2 года)

    5. Планируемые результаты освоения Программы и целевые ориентиры дошкольного образования в раннем детстве

Целевые ориентиры в младенческом и раннем дошкольном возрасте (до 3-х лет)

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до3лет)

Система оценки результатов освоения программы

  1. Содержательный раздел

    1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.1.1. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

- Развитие игровой деятельности

- Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности (содержание психолого-педагогической работы)

2.1.2. «Познавательно-речевое развитие»

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности (содержание психолого-педагогической работы)

2.1.2.3. Проектирование образовательного процесса на прогулке.

- Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности (содержание психолого-педагогической работы)

2.1.4. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

- Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности (содержание психолого-педагогической работы)

2.1.5. Образовательная область Физическое развитие

- Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности (содержание психолого-педагогической работы)

    1. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

2.2.1. Региональный компонент

2.2.2. Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми раннего дошкольного возраста

      1. Взаимодействие взрослых с детьми. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

      1. Работа с родителями воспитанников группа раннего возраста общеразвивающей направленности

  1. Организационный раздел

    1. Особенности организации режима дня в ДОУ и группе

    2. Планирование воспитательно-образовательного процесса

3.3. Особенности традиций, праздников и мероприятий

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

    1. Материально-техническое обеспечение

Перечень программно-методического обеспечения образовательного процесса, используемого для реализации Программы- группа раннего возраста (1,5-2 года)

Приложение. Подвижные игры

  1. РАЗДЕЛ «Целевой»


    1. Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа (РП) разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МДОБУ «ЦРР Д/С №105 ЛГО». Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй группы раннего дошкольного возраста (1,5-2 года) общеразвивающей направленности.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-Ф3);

- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Комментариев Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 №08-249;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Инструктивно-методическим письмом Минобрауки «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 №65/233-16;

- действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН).

Реализация Программы обеспечивает права ребёнка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей от 1,5 до 2 лет. Составляющие Программы обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, служат механизмом реализации ФГОС ДО и раскрывают принципы, методы, приемы и порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Объем обязательной части рабочей программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Содержание обязательной части разработано на основе Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — 6-е изд.,доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. и Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 год (так как инновационное издательство программы не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их).

Объем части ,формируемой участниками образовательных отношений ,составляет неболее 40% от ее общего объема рабочей программы и представлено парциальных программ: Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» раздел «Изобразительная деятельность» реализуется с учетом «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. и др.; «Музыкальная деятельность» для детей с 2 до 7 лет по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», авторы: И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Парциальные программы «Старт» и «Росинка. Расту здоровым» дополняют содержание образовательной области «Физическое развитие». Парциальные программы: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой; «Основы безопасности жизнедеятельности детей» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной; «Дорогою добра. Программа и концепция социально-коммуникативного развития дошкольников» Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаевой, Л.И.Юговой; «Я – человек» С.А.Козловой и «Давайте познакомимся» И. А. Пазухиной дополняют содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» и «Познавательное развитие».

Все части Программы являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы МДОБУ, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп, выходом примерных основных образовательных программ.

Структура образовательной программы МДОБУ предполагает наличие трех основных разделов:

1. Целевой – пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы.

2. Содержательный раздел – описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

3. Организационный раздел – описание материально- технического обеспечения образовательной программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.

Программа учитывает:

- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности);

- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации

Реализация Программы осуществляется в группе общеразвивающей направленности.

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по образовательной программе дошкольного определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.


Цели и задачи реализации Программы


Цель обязательной части Программы: создание каждому ребенку возможности для развития его способностей, широкого взаимодействия с миром в разных видах деятельности, творческой самореализации; развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

В связи с этим, реализация Программы направлена на:

- создание ПДР (пространство детской реализации);

-поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка;

- создание условий для самореализации ребенка;

- создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей;

- обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной;

- ориентацию всех условий реализации Программы на ребенка, создание эмоционально - комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач обязательной части Программы:

- обеспечить оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий, вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;

- обеспечивать поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации;

- создать равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечить сбалансированность обучения и воспитания как целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формировать общую социокультурную среду, направленную на развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств дошкольников, их инициативности, самостоятельности;

- гарантировать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цели Программы части, формируемой участниками образовательных отношений: создание условий для становления у дошкольников основ самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала через открытие и освоение ценностей традиционной культуры Приморского края, Родине, семье.

Задачами части, формируемой участниками образовательных отношений, являются следующие:

обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программы организационных форм с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

обеспечить качественную воспитательно-образовательную работу по укреплению и сохранению здоровья детей;

способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Принципы и подходы к формированию программы

Программа реализует следующие основные принципы и положения:

- всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

- принцип возрастного соответствия - предлагает содержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости - соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности - решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»;

- объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

- принципы позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

- обеспечивает преемственность между всеми возрастными дошкольными группами, а также между детским садом и начальной школой;

- принцип индивидуализации – выстраивает образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей;

- базируется на личностно - ориентированном взаимодействии взрослого с ребенком, что означает признание уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности;

- предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

- принцип открытости дошкольного образования;

- предусматривает эффективное взаимодействие с семьями воспитанников;

- использует преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом и предусматривает создание современной информационно-образовательной среды организации;

- предлагает механизм профессионального и личностного роста педагогов.






    1. Характеристика особенностей развития группы раннего возраста.


Дети в возрасте от 1 г.6 мес. до 2-х лет

Линии развития

Особенности развития

Физическое развитие

Рост от 83 - 91 см; вес от 11 до 13 кг.

- бодрствование – 4 – 4,5 ч.

- сон – 12,5 ч. в сутки (после 1,5 лет дневной сон один раз в сутки).

Ярко выраженная двигательная активность. Совершенствуется ходьба: свободно передвигаются на прогулке, могут взбираться на бугорки, ходить по траве, перешагивать через небольшие препятствия. Могут кружиться на месте и выполнять боковые шаги. Развиваются подражательные движения (мишке, зайчику и т.п.).

Психическое развитие

Ведущий психический процесс – зрительное восприятие. Совершенствуются во взаимосвязи со зрительным восприятием память и наглядно-образное мышление.

Познавательное (сенсорное развитие) и речевое развитие

Сформированы начальные представления об окружающих предметах, природных явлениях, растениях, животных.

Проявляются первые нравственные и эстетические чувства.

Сформированы первые сенсорные ориентировки в форме, величине, цвете. С помощью взрослого способен устанавливать сходство и различия между предметами, имеющими одинаковые названия

Интенсивно развиваются фонематический слух и понимание речи, увеличивается словарный запас.

Речь становится средством общения.

Формируются предпосылки к разным видам художественной деятельности.

Смело экспериментирует, испытывает удовольствие от исследовательской деятельности.

Социальная ситуация развития

Детско-взрослая событийная общность сохраняется и преобразуется.

Появляется стремление к самостоятельности, автономности.

Появляется потребность в оценке взрослым его действий.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка – сотрудничество.

Появляется интерес к другим детям, стремление привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать себя.

Ведущая деятельность. Основное развитие происходит во взаимодействии взрослого и ребёнка в контексте ведущей предметной деятельности, которая зарождается в ситуативно - деловом общении на первом году жизни. Содержание совместной предметной деятельности – передача взрослым и освоение ребёнком способов употребления предметов.

Мотивы предметной деятельности ребёнка обусловлены внешне – наличием предметного окружения, примером взрослых и специально организованными действиями взрослого. В предметной деятельности ребёнок сначала выделяет функцию предмета и соответственно смысл действия, а затем его операционально - техническую сторону. Он способен к обобщению предметов по функции (назначению) и к переносу действия в новые условия. Зарождается процессуальная игра с предметными игровыми действиями. Поведение ребёнка ситуативно, зависит от конкретной ситуации.



1.3. Планируемые результаты освоения Программы и целевые ориентиры дошкольного образования в раннем детстве.


Целевые ориентиры образования в раннем возрасте в соответствие ФГОС ДО:

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Для обеспечения «гармоничного развития» ребенка, в первую очередь, необходимо обеспечить единство задач воспитания, развития и обучения. В связи с этим, к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Воспитание - это формирование первичных ценностных представлений; формирование положительной мотивации.

Развитие - это развитие общих способностей: когнитивные, коммуникативные и регуляторные способности. Включение в образовательно-воспитательный процесс парциальных программ направленно на поддержку и развитие специальных способностей детей (музыкальные, художественные, спортивные и пр.).

Обучение - это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений, навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

Единство воспитания, обучения и развития составляет основу дошкольного образования.

Образовательные результаты- это результаты, достигнутые в процессе образовательной деятельности.

- мотивационные образовательные результаты - это сформированные в образовательном процессе первичные ценностные представления, мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность, критическое мышление;

- универсальные образовательные результаты - развитие общих способностей;

- предметные образовательные результаты - это усвоение конкретных элементов социального опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.

Такой подход к пониманию образовательных результатов не позволяет акцентировать внимание исключительно на достижении предметных результатов, но требует комплексного подхода и предполагает, что во главу угла ставится формирование личности ребенка через развитие общих способностей с опорой на сформированные ценностные представления и полученные знания, умения, навыки. В такой парадигме достижение предметных результатов является не целью, а материалом для развития ребенка, а ценностные представления задают требуемое направление для проявления инициативы и самореализации.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные ФГОС ДО, как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, на этапе завершения раннего возраста и этапе завершения дошкольного возраста, помогают определить педагогам и их родителям направленность образовательной деятельности.

Целевые ориентиры в младенческом и раннем дошкольном возрасте (до 3-х лет)


Мотивационные образовательные результаты

Предметные образовательные результаты

Универсальные образовательные результаты


ценностные представления и мотивационных ресурсы

знания, умения, навыки


когнитивные способности


коммуникативные способности

регуляторные способности

• интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

• эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

• стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;

• умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции;

• владеет начальными знаниями о себе, семье.

• владеет простейшими навыками самообслуживания;

• развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)


• знает названия окружающих предметов и игрушек;

• появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого

• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку

• владеет активной речью, включенной в общение;

• может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им


• Умение подчиняться правилам и социальным нормам.

• эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства


ФГОС ДО определил целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте (при переходе в дошкольный возраст) и на этапе завершения дошкольного возраста (при переходе на младший школьный возраст), но для педагогов определенной возрастной группы, это очень отдаленные ориентиры развития детей. В этой связи п. 2.11.1 ФГОС предписывает конкретизировать требования Стандарта к целевым ориентирам, т.е. определить ориентиры развития на определенный возрастной период для решения образовательных задач адекватных возрасту.



Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до3лет)

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

Направление

воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный

общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Физическое

и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ДОУ, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-

эстетическое

Культураи

красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

1.4. Система оценки результатов освоения программы


В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО при реализации Программы в начале года проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится воспитателями группы и специалистами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) на основе программных требований с использованием низко формализованных методов. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях.

Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми;

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности;

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В соответствии с пунктом 4.1. ФГОС результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, на этапе завершения раннего возраста и этапе завершения дошкольного возраста помогают определить педагогам и их родителям направленность образовательной деятельности.



Для проведения педагогической диагностики педагоги использовали диагностический пакет «Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг детских видов деятельности детей от 2 -7 лет» ООО «Издательство «Учитель» г. Волгограда, автор проекта к.п.т. Кудрявцева Е. А., рецензент К.Ю. Белая. Каждый диагностический пакет образовательной области включает:

сводные диагностические таблицы;

карту индивидуального профиля;

игровые карты с методическим описанием.

Диагностические пакеты для проведения педагогической диагностики с детьми разработаны по всем пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, что позволяет воспитателю, специалисту, провести педагогическую диагностику на начальном и завершающем этапе образовательного маршрута дошкольника по освоению ООП за год.

Особенности педагогической диагностики планируемых результатов Программы

Образовательные области

Метод/ методика

Критерии

Периодичность/

Сроки

Ответственный

Физическое развитие

Тестовые упражнения, наблюдения, беседа, анализ диагностических карт



Критерии в соответствии с реализуемой программой



3 р. в год:

сентябрь,

декабрь,

май


воспитатель

Познавательное развитие


Диагностика

(критериально - ориентированные задания не тестового типа), беседа

воспитатель

Речевое развитие


Наблюдения, беседа, анализ диагностических карт. Критериально- ориентированные задания не тестового типа

воспитатель

Социально-коммуникативное развитие

Наблюдения, беседа.

воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

Наблюдения, беседа, критериально- ориентированные задания не тестового типа, анализ детских работ.

воспитатель, музыкальный руководитель

Форма проведения диагностики: индивидуальная, под групповая, групповая.

Диагностическая процедура представлена в комплекте по видам детской деятельности: математическая, речевая, изобразительная, музыкальная, двигательная, игровая, познавательная, ознакомление с художественной литературой и фольклором, по усвоению норм и ценностей, по общению и взаимодействию, по ознакомлению с окружающим миром. Используют только те методы, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

  1. РАЗДЕЛ«Содержательный» «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ»

    1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое» и «Физическое» развитие. Особенностью реализации Программы является интеграция содержания всех образовательных областей с включением регионального компонента как важного элемента в процессе приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества через реализацию вариативной части Программы «Региональный компонент» и использование здоровье сберегающих технологий.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Направлено на формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению; развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, формирование основ безопасности.

ОО«Познавательное развитие»

Предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности; формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

ОО«Речевое развитие»

Направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

ОО «Художественно- эстетическоеразвитие»

Предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.

ОО«Физическое развитие»

Направлено на сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств(сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно-гигиенических навыков, полезных привычек.

Принципы реализации задач:

- создание РППС и пространства поддержания детской инициативы, представляющей систему условий социализации и индивидуализации детей;

- учет этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.


Модель образовательного процесса и педагогической деятельности

Тип образовательной ситуации

Предметно-игровая

Сюжетно-игровая/ Образовательно-игровая


Содержание базового образовательного процесса

Многообразная предметная среда, определяющая исследовательскую активность ребенка, его предметно-игровые действия.

Адекватные дошкольному возрасту культурные практики при ведущей роли игровой деятельности, формирующие представление о целостной картины мира.



Содержание

деятельности дошкольника

Позиция дошкольника

«я есть ты»

«я как ты»; «я это я, ты это ты»


Действия дошкольника


Изображает роль действием с предметами. Исследует новые предметы в действии. Подражает взрослому, сотрудничает с ним, выполняет его задания

Моделирует в сюжетной игре деятельность и отношения взрослых. Разыгрывание сложных и продолжительных сюжетов игр. Исследует мир. Создание новых природный и социальный сюжетов (режиссирование игр). Сотрудничает со сверстниками. Исследование окружающего мира и себя самого


Смысл действий дошкольника

Реализация собственных программ действия, стремление действовать «как взрослый», заслужить его одобрение

Стремление войти в мир взрослых, проникнуть в смысл и мотивы деятельности взрослых, познать окружающий мир

Стремление составить целостное представление об окружающем мире и самом себе, занять значимую позицию в обществе


Содержание совместной образовательной деятельности

Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли совместной партнерской деятельности

Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли самостоятельной деятельности детей

Совокупность совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, свободной деятельности самих детей, специально организованного обучения


Содержание деятельности педагога

Позиция

Партнер-модель

Партнер-сотрудник


Действия педагога

Создает насыщенную предметную среду. Направляет активность детей на культурные практики. Инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств - способов действия

Проявляет заинтересованность в деятельности детей и совместной деятельности, включается во взаимодействие с детьми в культурных практиках, в обсуждение результатов действий

Организует совместную партнерскую деятельность, включается в свободную самостоятельную деятельность детей в качестве соучастника. Вводит детей в базовые школьные учебные предметы


Смысл

действий

педагога


Перевести ненаправленную активность детей в русло культурных практик, вовлечь детей в основные формы совместной деятельности

Актуализировать творчество детей, оснастить образовательным содержанием основные формы совместной деятельности

Обеспечить формирование у детей новообразований дошкольного возраста, сформировать психологическую готовность детей к школе


СОДЕРЖАНИЕ области Социально-коммуникативное развитиЕ первой группы раннего возраста (от 1,5 до 2 лет)

Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем. Учить есть ложкой густую пищу и суп. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, съедать положенную порцию. Закреплять умение после еды благодарить взрослых, задвигать стул. Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. Приучать раздеваться (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). Под контролем взрослого надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке.

Приучать детей к опрятности, аккуратности. Учить пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание на порядок в группе. Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления.

Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Учить правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать. Продолжать учить понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить. Учить обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать.



















Развитие игровой деятельности

В дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей педагогической работе. Учитывая важность игровой деятельности в развитии дошкольника, игре посвящается отдельный раздел Программы.

Основные цели и задачи: создание условий для развития игровой деятельности детей; формирование игровых умений, развитых культурных форм игры; развитие у детей интереса к различным видам игр; всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное); развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Развитие игровой деятельности

Обучающие игры:

сюжетно-дидактически, подвижные, музыкально-дидактически

Народные игры:

сенсомоторные, адаптивные

Досуговые игры:

игры-забавы, развлечения, празднично-карнавальные

Обрядовые игры:

семейные, сезонные



Содержание психолого- педагогической работы ранний группы развития (от 1,5 до 3 лет)

Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.

Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы- заместители. Развивать предпосылки творчества.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.

Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» ит.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек»и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).


комплексно-тематическое планирование организованной
образовательной деятельности (содержание психолого-педагогической работы)

Содержание образовательной деятельности

1

2

3

Планируемые результаты образовательной деятельности: проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные, музыкальные произведения; самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания, принимает участие в играх разного вида, в продуктивной деятельности, пользуется индивидуальными предметами, соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания; с интересом слушает рассказы воспитателя, рассматривает картинки, иллюстрации; имеет первичное представление об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и соблюдает их, выполняет простейшие поручения взрослого*.

Программные задачи: побуждать играть рядом со сверстниками, не мешая им, принимать игровую задачу, самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действия с объекта на объект, использовать в игре замещение недостающего предмета; формировать навыки общения в диалоге с воспитателем, в игре; учить следить за действиями героев кукольного театра, выполнять простейшие трудовые действия (с помощью педагогов), наблюдать за трудовыми процессами взрослого в уголке природы; учить элементарным правилам поведения в детском саду, правилам взаимодействия с растениями и животными, правилам дорожного движения, способствовать их соблюдению

Сентябрь

1-я неделя

1. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Готовим обед».

2. Подвижные игры «Птички, летите ко мне», «Солнце и дождик».

1. Дидактические игры «Оденем куклу», «Уберем кукольную одежду на место».

2. Наведение порядка в групповой комнате перед выходом на прогулку.

1. Знакомство с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями.

Продолжение табл.

1

2

3

3. Театрализованная игра «Концерт для игрушек» (с использованием музыкальных инструментов).

4. Дидактические игры «Найди мишку» (среди изображений разных игрушек дети находят мишек), «Найди домики для мишек» (дети соотносят по величине плоскостные фигурки домиков и мишек).

5. Русская народная хороводная игра «Кто у нас хороший?».

6. Игровая ситуация «Помоги товарищу».

7. Знакомство с членами семьи (учить называть свое имя и имена членов семьи).

8. Рисование «Красивая картинка для игрушек»

3. Наблюдение на прогулке за старшими дошкольниками, убирающими сухую траву
с участка.

4. Выполнение поручений воспитателя(«положи игрушку на полку», «подними карандаш из-под стола», «сложи кубики в коробку» и т. д.).

5. Знакомство с трудом няни, наблюдение за тем, как няня моет посуду, подметает пол
и т. д.

6. Уход за комнатными растениями: дети под руководством воспитателя рыхлят палочкой землю в цветочном горшке, наблюдают, как взрослые вытирают пыль с листочков, поливают цветы из лейки.

7. Рассматривание иллюстрации с изображением врача, повара, воспитателя, парикмахера, продавца

2. Наблюдение за попугаем в клетке, рассматривание комнатных растений в групповой комнате (формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вреда; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).

3. Чтение русской народной сказки «Козлятки и волк» (обр. К. Ушинского).

4. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

5. Дидактическая игра «Найди маму для щенка (котенка, козленка, поросенка)»

2-я неделя

1. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Детский сад».

2. Подвижные игры «Цыплята и кот», «Солнышко и дождик».

3.Театрализованная игра «Куклы танцуют» под русскую народную песню «Ах вы, сени…» (в обр. В. Агафонникова).

1. Дидактические игры «Поможем кукле раздеться после прогулки», «Научим куклу убирать одежду и обувь на место».

2. Складывание игрушек для прогулки в корзину.

3. Наблюдение на прогулке за старшими дошкольниками, подметающими дорожки.

1. Знакомство с элементарными правилами поведения в детском саду: нельзя брать в рот несъедобные предметы, нельзя засовывать в нос и ухо какие-либо предметы.

2. Наблюдение за аквариумными рыбками, рассматривание комнатных растений
в групповой комнате (формирование

Продолжение табл.

1

2

3

4. Дидактические игры «Окошки» (дети соотносят изображенный силуэт фигуры с вырезанными фигурами и накладывают их на подходящий силуэт).

5. Игровая ситуация «Игрушки ложатся спать» (дети качают на руках любимые игрушки под музыку С. Разоренова «Колыбельная»).

6. Экскурсия по группе для Петрушки.

7. Чтение стихотворения В. Берестова «Больная кукла».

8. Прослушивание песни «Кто нас крепко любит?» (муз. и сл. И. Арсеева)

4. Выполнение поручений воспитателя («сложи карандаши в коробку», «посади игрушку на стульчик», «возьми с полочки книгу и положи на стол»).

5. Знакомство с трудом няни, наблюдение за тем, как няня накрывает на стол, моет пол.

6. Наблюдение за тем, как воспитатель наводит порядок в клетке попугая.

7. Сюжетная игра «Помощники» (дети под руководством воспитателя показывают жестами, как нужно помогать маме, няне: «подметают», «моют посуду», «вытирают стол»).

8. Игровая ситуация «Накрываем стол к обеду» (с использованием игрушечной посуды)

элементарных представлений о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вреда, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).

3. Подвижные игры «Через ручеек», «Зайка беленький сидит».

4. Дидактическая игра «Найди маму для цыпленка (утенка, гусенка)».

5. Наблюдение за игровой ситуацией «Петрушка срывает цветы с комнатных растений», «Куклы играют с пуговицами»

3-я неделя

1. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Принимаем гостей».

2. Подвижные игры «По тропинке», «Мой веселый звонкий мяч».

3. Театрализованная игра «Цыплята ищут маму» с музыкальным сопровождением «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

4. Дидактические игры «Чего не стало?», «Чудесный мешочек».

5. Игровая ситуация «Игрушки готовятся к обеду»: убирают игрушки, моют руки и т. д.

1. Обучение детей аккуратному складыванию вещей в шкафчик.

2. Оказание детьми посильной помощи няне: расстановка салфетниц перед обедом.

3. Наблюдение на прогулке за тем, как старшие дошкольники оказывают посильную помощь дворнику.

4. Выполнение поручений воспитателя (сложить книги в стопочку, собрать пирамидку и поставить ее на полочку и т. д.).

1. Знакомство с элементарными правилами безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.

2. Наблюдение за животными в зооуголке
(формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вреда, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).

Продолжение табл.

1

2

3

6. Конструирование башенки из 5–8 кубиков разной величины.

7. Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит».

8. Рисование желтых цыплят способом отпечатывания формы (круглый кусок поролона, комок ваты или бумаги)

5. Знакомство с трудом няни, наблюдение за тем, как няня заправляет постель, ровно ставит стульчики к столам, вытирает с полок пыль.

6. Сюжетная игра «Постираем кукольную одежду».

7. Дидактическая игра «Что делала (делает) няня?» (дети называют трудовые действия: «моет посуду», «приносит еду», «подметает пол»)

3. Подвижные игры «Кто тише», «Прокати мяч».

4. Сюжетная игра на макете «Машины едут по дороге».

5. Наблюдение за игровой ситуацией «Петрушка хочет поймать аквариумную рыбку»,
«Куклы мешают друг другу играть»

4-я неделя

1. Сюжетно-ролевые игры «Мы строители», «Поездка на автобусе».

2. Подвижные игры «Доползи до погремушки», «Птички в гнездышках».

3. Театрализованная игра «Кошка и котята» с музыкальным сопровождением «Кошка»
(муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель).

4. Дидактические игры «Теплый – холодный», «Легкий – тяжелый».

5. Игровая ситуация «Купание куклы Кати», «Постираем кукле платье».

6. Рассматривание предметов мебели в группе.

7. Организация коллективной игры с игрушками с целью воспитания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками

1. Выполнение детьми простейших трудовых действий: собрать мусор, протереть пластмассовые дощечки для лепки, сложить книги на полочку.

2. Наблюдение за работой дворника

3. Выполнение поручений воспитателя по уборке игрушек.

4. Знакомство с трудом повара, рассматривание картинок с изображением труда повара.

5. Дидактическая игра «Найди картинку» (дети среди множества картинок находят изображение повара).

6. Сюжетная игра «Помогаем куклам накрыть на стол».

7. Приучение детей к самостоятельности: убирать за собой игрушки, одеваться с небольшой помощью взрослого и т. д.

1. Знакомство с элементарными правилами безопасности дорожного движения
(дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили движутся по дороге, светофор регулирует движение транспорта и пешеходов).

2. Дидактическая игра «Светофор» (познакомить с сигналами светофора).

3. Сюжетная игра на макете «Автомобили
и светофор».

4. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

5. Дидактическая игра-лабиринт «Помоги зайчику перейти улицу».

6. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик». Инсценировка стихотворения

с игрушками

Продолжение табл.

1

2

3

Октябрь

1-я неделя

1. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин».

2. Подвижные игры «По тропинке», «Мой веселый звонкий мяч».

3. Дидактические игры «Что звучит?», «Чудесный мешочек».

4. Игровая ситуация «Игрушки готовятся ко сну».

5. Рассматривание предметов разного цвета, находящихся в группе.

6. Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца» (перевод с нем. Л. Яхнина).

7. Коллективная игра «Паровозик» (дети становятся друг за другом, держатся за плечи впереди стоящего и двигаются за воспитателем)

1. Дидактические игры «Накроем стол для игрушек», «Уберем посуду (игрушечную) после обеда».

2. Оказание детьми посильной помощи няне: расстановка хлебниц (без хлеба) и салфетниц перед обедом.

3. Наблюдение на прогулке за тем, как старшие дошкольники оказывают посильную помощь дворнику.

4. Выполнение поручений воспитателя

(«подними игрушки с пола», «посади большую игрушку на стульчик, а маленькую – на полочку»).

5. Наблюдение за тем, как воспитатель поливает цветы и рыхлит землю в цветочных горшках.

6. Приучение детей к самостоятельности: убирать за собой игрушки, одеваться с помощью взрослого и т. д.

1. Повторение элементарных правил поведения: нельзя брать в рот несъедобные предметы, нельзя засовывать в нос или ухо какие-либо предметы.

2. Наблюдение за аквариумными рыбками, рассматривание комнатных растений в групповой комнате (формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вреда, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).

3. Подвижные игры «Через ручеек», «Прокати мяч».

4. Дидактическая игра «Найди маму для теленка (козленка, щенка)».

5. Чтение стихотворения Н. Пикулевой «Надувала кошка шар…»

Продолжение табл.

1

2

3

2-я неделя

1. Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Принимаем гостей».

2. Подвижные игры «Обезьянки», «Лови мяч».

3. Самостоятельные игры с персонажами-игрушками.

4. Дидактические игры «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки».

5. Инсценировка «Ребята гуляют» (дети парами проходят по группе под музыкальное сопровождение «Погуляем» (муз. И. Арсеева,
сл. И. Черницкой).

6. Игры на развитие мелкой моторики рук
(шнуровки, игрушки с пуговицами, молниями, крючками и т. д.)

1. Выполнение детьми простейших трудовых действий: собрать цветные карандаши после рисования, протереть кукольную посуду тряпочкой, сложить книги на место.

2. Наблюдение за работой дворника (садовника).

3. Выполнение поручений воспитат

2 октября 2022 в 12:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.